1917
Иногда развлекаюсь чтением новостей на «Медузе». Воистину в вегетарианские времена живём.
Столетие назад анархисты и эсеры швыряли бомбами в Великих князей, губернаторов и служащих Охранного отделения. Действовали нагло, быстро, на глазах у публики и средь белого дня. Теперь же недовольные режимом люди скромно выходят на улицы, идут по центральному проспекту, размахивают флагами и кричат лозунги. Внешне — почти что первомайская демонстрация.
К слову, те самые люди, что швырялись бомбами и умирали во время террористического акта, или сидели в тюрьме, а затем, стоя на эшафоте, произносили сакраментальное «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья», так ничего своими действиями и не добились. Террор не привёл ни к чему. Только к панике в высших кругах. Кульминация наступила позже и двигали ею иные силы.
А чуть позже эти силы обуздали совсем другие люди. Бомб они не швыряли, да и в возможность переворота уже мало верили. За несколько месяцев до начала волнений в столице Ильич говорил, что революцию, возможно, увидят их дети или внуки, но точно не они сами. Дальнейшие события последовали столь быстро, что члены РСДРП всерьез боялись опоздать в Петроград: практика 1905 года показывала, как легко может быть потушен занимающийся пожар революции.
Тем не менее, они не опоздали. Приехали в самый нужный момент, подсуетились, нагнулись к земле и подняли из грязи то, что бросило Временное правительство. Как говаривал Ленин: «Власть валялась под ногами, нужно было просто взять».