К 125-летию Эрнеста Хемингуэя

by

Самого маскулинного писателя в мировой литературе весьма условно стоит относить к «потерянному поколению», хотя его фамилия часто перечисляется через запятую после Ремарка и Фицджеральда.

Написав «Фиесту» и роман «Прощай, оружие!» — манифест человека, которому осточертела война, и он вместо опостылевшего боя и окопной грязи выбрал любовь, Хэм отошёл от «потерянной» темы и её протагониста — безнадёжного романтика, не нашедшего своего место в мире, где сбились все ориентиры и компасы.

В его последующих романах герои твёрдо стоят на ногах, их воля не парализована, как у персонажей Ремарка, которые редко вступают в схватку с безнадёжным положением и глушат экзистенциальную тоску кальвадасом и сложными отношениями с женщиной.

Крепость характера у героев Хемингуэя отчасти подчёркивается родом их деятельности. Тут и моряк-контрабандист, и американский подрывник в тылу франкистов, и искатель приключений в дебрях Африки — они все действуют, стреляют, охотятся, бегут и борются. Иногда они погибают, но это всегда смерть несломленного человека; он умирает не оттого, что примирился, а потому что и у самых сильных особей нет рецепта бессмертия.

Остаётся только размышлять, как литературу подсвечивает биография самого автора. После сеансов электрошоковой терапии Эрнест Хемингуэй больше не мог писать. 3 июля 1961 года пуля, выпущенная из винтовки фирмы W.&C. Scott & Son, раздробила череп писателя и осталась только «заслоняющая весь мир, громадная, уходящая ввысь, немыслимо  белая под  солнцем, квадратная вершина Килиманджаро».