Портрет Оскара Уайльда

by

Сегодня день рождения Оскара Уальда — автора «Портрета Дориан Грея» и сказки «Кентервильское привидение», эстета и гедониста, сочинителя изящных парадоксов и амбассадора английского юмора. Его комедии — «Идеальный муж» и «Как важно быть серьёзным» — до сих пор ставят в театрах и скорее всего они будут в репертуаре ещё не один десяток лет.

Вообще говоря Уайльд по происхождению ирландец, который до 20 лет жил в Дублине, но учёба в Оксфорде и жизнь в викторианской столице вытравила не только ирландский акцент, но и сделала из него главного модника Лондона и светского остряка.

Но речь не о светских успехах и не об изысканных туалетах Уайльда, подтверждавших его максиму «Каждый должен быть произведением искусства либо носить на себе произведение искусства». Хочется проследить, как исключительный по своим дарованиям человек выстраивал жизнь от благого намерения— быть равным своим девизам, выстроить жизнь так, чтобы слово с делом не расходилось и не было противоречия между постулируемыми идеями и практическим воплощением, и потерпел крах.

Когда мы обсуждаем биографию писателя, мы сталкиваемся с двумя тенденциями: художник отвечает жизнью за своё творчество и личная жизнь художника и его творчество не тождественны друг другу.

Уайльд сформулировал этические концепции и убедительно описал их в единственном романе «Дориан Грей». Свои представления о жизни он подтверждал личным примером — поддавался искусительным соблазнам, презирал общественную мораль, нередко вёл себя скандально (по меркам времени опять же) и доказывал, что эстетика выше этики.

Лучше быть красивой, чем добродетельной, но лучше уж быть добродетельной, чем некрасивой

То есть быть нравственным — удел тех, кому не повезло. А у счастливцев мораль только время отнимает, у них жизнь насыщенная и без того, недосуг думать о грехах.

И тут получается интересно. Диан Грей — нестареющий порочный красавец, и он получает всё, поскольку вопросы морали и совести запер на чердаке. Но катастрофический итог его жизни подводит читателя к тому, что эстетика всё-таки невозможна без этики — наказание придёт, даже если кажется, что ты можешь защитить свой главный секрет. Нет же, ты сам его раскроешь и уничтожишь всё.

То есть писатель сначала придумал убедительное учение, которое со всем своим цинизмом и пренебрежением к морали так пленительно звучит для 20-летнего читателя, а затем, будто повествование отбилось от рук, сокрушил его.

Теперь сам Оскар Уайльд: проходит всего год после публикации «Дориана Грея» и в его жизни появляется Альфред «Бози» Дуглас — привлекательный юноша, избалованный лорд, сочинитель уранических стихов. Связь с ним приведёт писателя в суд, где он будет обвинён в «циничном нарушении норм общественной морали» и получит два года каторги, на которой подорвёт здоровье. Бози не навестит его в тюрьме, не пришлёт ни строчки. Когда Уальд выйдет на свободу и переедет во Францию, юноша вновь возникнет в его жизни, но только из корыстных соображений. Оскар Уайльд умрёт в 46 лет вдали от родины и назовёт связь с Бози злополучной и несчастной дружбой, которая кончилась для него «гибелью и позором».

Вся история с Бози, как и развязка романа «Дориан Грей», получилась антирекламой формулировки «Единственный способ избавиться от искушения – ему поддаться». Но трагедия Уайльда подтвердила ещё кое-что, и это особенно важно для времени, в которое мы живём; она о том, что может произойти с человеком, если у него хватает мужества и самоуважения не разделять жизнь и творчество (то есть взгляды, принципы, нравственные ориентиры) на независимые друг от друга куски, и идти до конца, даже когда понятно, что хеппи-энда не будет. У Уайльда была возможность уехать из Англии до оглашения приговора. Он предпочёл остаться.

Честертон писал, что «ужаснее взглядов и личности Уайльда была только его судьба». С точки зрения обывателя, наверное, это так. Но если выделяешь себя из большинства, ставишь перед собой высокую планку, уютной судьбы не ищешь априори.