Портрет Оскара Уайльда

Обзор биографии одного из важнейших британских писателей XIX столетия
Сегодня день рождения Уайльда — автора «Портрета Дориана Грея» и сказки «Кентервильское привидение», эстета и гедониста, сочинителя изящных парадоксов и амбассадора английского юмора. Его комедии — «Идеальный муж» и «Как важно быть серьёзным» — до сих пор ставят в театрах, и, скорее всего, они будут в репертуаре ещё не один десяток лет.
Вообще говоря, Уайльд по происхождению — ирландец, обитавший до двадцати лет в Дублине. Учёба в Оксфорде и жизнь в викторианской столице вытравили ирландский акцент и сделали его главным модником и светским остряком Лондона. Важная метка в биографии: изысканным дендизмом Уайльд не исчерпывается: он — человек исключительных дарований, решивший жить в полном соответствии со своими идеалами — без разрыва между словом и делом, между идеей и её воплощением — и в итоге пришедший к краху.
Когда мы обсуждаем биографию писателя, мы сталкиваемся с двумя тенденциями: художник отвечает жизнью за своё творчество и личная жизнь художника и его творчество не тождественны друг другу.
Уайльд сформулировал этические концепции и описал их в единственном романе — «Дориан Грей». Свои представления о жизни он подтверждал личным примером: поддавался соблазнам, презирал общественную мораль, вёл себя скандально (по меркам времени, опять же) и заявлял, что эстетика выше этики.
Лучше быть красивой, чем добродетельной, но лучше уж быть добродетельной, чем некрасивой.
То есть быть нравственным — удел тех, кому не повезло. А у счастливцев мораль только время отнимает: у них жизнь насыщенная недосуг думать о грехах.
И тут получается интересное: Дориан Грей — нестареющий порочный красавец, и он получает всё, поскольку вопросы морали и совести запер на чердаке. Но катастрофический итог его жизни подводит читателя к тому, что эстетика всё-таки невозможна без этики — наказание придёт, даже если кажется, что ты можешь защитить свой главный секрет. Нет же — ты сам его раскроешь и уничтожишь всё.
То есть писатель сначала придумал убедительное учение, которое со всем своим цинизмом и пренебрежением к морали так пленительно звучит для юных и неопытных, а затем, будто повествование отбилось от рук, сокрушил его.
Теперь сам Оскар Уайльд: проходит всего год после публикации «Дориана Грея» — и в его жизни появляется Альфред «Бози» Дуглас, привлекательный юноша, избалованный лорд, сочинитель уранических стихов. Связь с ним приведёт писателя в суд, где он будет обвинён в «циничном нарушении норм общественной морали» и получит два года каторги, на которой подорвёт здоровье. Бози не навестит его в тюрьме, не пришлёт ни строчки. Когда Уайльд выйдет на свободу и переедет во Францию, юноша вновь возникнет в его жизни, но только из корыстных соображений. Оскар Уайльд умрёт в сорок шесть лет, вдали от родины, и назовёт связь с Бози злополучной и несчастной дружбой, которая кончилась для него «гибелью и позором».
Вся история с Бози, как и развязка романа «Дориан Грей», получилась антирекламой формулировки: «Единственный способ избавиться от искушения — ему поддаться». Но трагедия Уайльда подтвердила ещё кое-что, и это особенно важно для нашего времени; она наглядно показала, что может произойти с человеком, если у него достанет мужества и самоуважения не делить жизнь и творчество (взгляды, принципы, нравственные ориентиры) на независимые друг от друга куски — и идти до конца, даже когда понятно, что хеппи-энда не будет.
Уайльд мог уехать из Англии до оглашения приговора, но предпочёл остаться. Честертон писал, что «ужаснее взглядов и личности Уайльда была только его судьба». С точки зрения обывателя, наверное, это так. Но если выделяешь себя из большинства, ставишь перед собой высокую планку — уютной судьбы не ищешь априори.
